Дать возможность каждому учащемуся сделать свой выбор и стать лидером

Девиз, объединяющий всех участников образовательных отношений нашей гимназии, выражается словами «Решай и выбирай сам». Эти слова – ключевой стратегический ориентир образовательного процесса, направленного на формирование у обучающихся побудительных мотивов к непрерывному образованию, к преодолению страха перед любым изменением жизненной ситуации. В соответствии с этим определены принципы реализации основной образовательной программы основного общего образования. Важнейшими из них являются:

  • принцип «само-», который реализуется через создание условий для формирования способности обучающегося строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности;
  • принцип «систематичности», который определяет такую организацию жизнедеятельности гимназии, которая формирует способность обучающегося выстраивать собственную образовательную траекторию внутри и вне школы;
  • принцип «проектности», который формирует способность к деятельности в проектном режиме, формирует способность к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию позиций и разделения ответственности с партнерами по проекту, организации деятельности других людей и т.д.;
  • принцип «открытости», прежде всего, в отношении социума, который обеспечивает ориентацию участников образовательного процесса, в первую очередь обучающихся, в широком мире человеческих деятельностей и профессий, дает способность к выбору своего пути;
  • принцип права (договора), в основе которого лежит уважение к правам и суверенитету другого (в широком смысле), осознание ограничений в человеческих взаимодействиях и т.д

Названные принципы определяют особенности учебных планов гимназии, систем внеурочной и воспитательной деятельности.

Учебные планы всех уровней образования обеспечивают возможности для освоения учебного содержания на уровне требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также включают в себя курсы, ориентированные на углубленное изучение отдельных предметов, развитие творческого воображения и конструктивного мышления, умений проектной деятельности.

В 8-х классах начинается реализация программы предпрофильной подготовки, которая предполагает возможность углубления содержания отдельных предметов, освоение дополнительных курсов, способствующих развитию способностей обучающихся и раскрытию их одаренности, а также обеспечивающих подготовку выпускников основной школы к осознанному выбору направлений профильного обучения. Помимо элементов инженерного и лингвистического образования, включаемых в содержание уроков, предпрофильная подготовка (8 и 9 классы) осуществляется через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, осуществляемую в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности, а также через специально организованную работу по сопровождению профессионального самоопределения (программа «Профессия и карьера»).

На уровне среднего общего образования учебный план гимназии предполагает ориентацию на компетентностный подход, предусматривающий условия для личностного развития обучающихся, развитие их общих учебных умений и навыков. Организация образовательной деятельности дает обучающимся возможность применять знания на практике и четко понимать, где, каким образом и для чего эти знания могут быть использованы.

Содержание профильного обучения определяется ориентацией старшеклассников на желаемые траектории профессионального самоопределения. В текущем учебном году гимназия реализует два направления профильной подготовки: лингвистическое (учебный план филологического профиля с углубленным изучением иностранных языков) и инженерное (учебные планы физико-математического и химико-биологического профиля).

Лингвистическое направление предполагает углубленное изучение иностранных языков. В нашей гимназии языковое образование основывается на идее о том, что владение иностранным языком не является самоцелью, сегодня языки становятся средством обучения, овладения широкими знаниями в различных областях, приобщения к мировой культуре.

Инженерное направление ориентировано на политехническое (инженерное) образование, в рамках которого делается акцент на развитие проектного мышления, умений творчески применять информацию в любой области, в том числе, будущей профессиональной деятельности, способности к самооценке и саморазвитию;

Также старшеклассники имеют возможность выбирать и осваивать курсы, углубляющие содержание предметов, выбранных для сдачи ЕГЭ и обеспечивающие дополнительные возможности для выбора желаемого направления дальнейшего профессионального образования.

Внеурочная и воспитательная деятельность, организуется в соответствии с традициями гимназии, запросами родительской общественности, учетом интересов обучающихся. Система внеурочной и воспитательной деятельности реализуется в особом формате, который называется «годовой круг сопровождения».

Годовой круг сопровождения - это цикл мероприятий, которые организуются в гимназии в течение учебного года и направлены на обеспечение благополучия обучающихся в социально-значимой, проектно-исследовательской, творческой деятельности во время учебной и внеурочной деятельности. За счет реализации годового круга сопровождения создаются развивающие пространства для расширения жизненного и социального опыта обучающихся, опыта использования знаний, полученных на уроках, для решения реальных жизненных проблем, для развития их коммуникативной компетентности, для осознанного выбора жизненной и профессиональной карьеры.

Для того, чтобы обеспечить разнообразие пространств для жизненных проб и самоопределения обучающихся в рамках годового круга сопровождения реализуются:

- план работы ученического самоуправления;

- годовой круг традиций и праздников гимназии;

- график работы объединений системы дополнительного образования;

- план мероприятий по развитию навыков безопасного поведения;

- программа «Здоровье»;

- программа «Профессия и карьера».

Ученическое самоуправление – это особая форма организации внеурочной деятельности, целью которой является становление и развитие политических и социальных компетенций обучающихся. Система ученического самоуправления гимназии строится на основе демократического принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и восстановительное правосудие

Годовой круг традиций и праздников гимназии – это система традиционных для гимназии творческих, гражданско-патриотических, социально-значимых и других дел, обеспечивающих условия для раскрытия одаренности обучающихся, их самореализации и предъявления гимназическому сообществу своих компетентностей

Работа объединений системы дополнительного образования. Дополнительное образование в гимназии направлено на повышение качества образования и развитие личности обучающихся в разнообразных интерактивных средах. Дополнительное образование детей является полноценным компонентом общего образования и направлено на:

  • раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

В настоящее время в гимназии работают объединения инженерной, лингвистической, общеинтеллектуальной, спортивной, творческой и исследовательской направленности. Актуальный перечень действующих объединений и расписание их работы размещаются на официальном сайте гимназии.

Особое направление деятельности гимназии – проведение марафонов предприимчивости, в рамках которых каждый обучающийся получает возможность продемонстрировать свои компетенции, определить область своей наибольшей успешности, испытать свои силы в изобретательстве, социально-значимой деятельности и даже разработать свой стартап.